Пред.
След.
  •  
  •  
  •  
Главная \ Новости и события

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Всеобщая декларация прав человека

Новости и события


Изменения в составе правления Фонда "Покаяние" и общественной редколлегии мартиролога 28.01.2021 12:43

Собранием учредителей и участников Фонда "Покаяние"  внесены изменения в состав правления и редколлегию мартиролога.

Председателем правления Фонда "Покаяние"  избран директор ИЯЛИ ФИЦ "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук",  д.и.н Игорь Любомирович Жеребцов. Он совмещает должность   Председателя фонда "Покаяние".

Главным редактором мартиролога "Покаяние" утверждена зав. сектором историко-демографических и историко-географических исследований Российского Севера ИЯЛИ ФИЦ КНЦ УрО РАН, зам. председателя правления Фонда, к.и.н Надежда Максимовна Игнатова




Тома Мартиролога в наличии 18.01.2021 10:27

 Фонд располагает следующими томами  мартиролога "Покаяние":

Покаяние: Мартиролог. Т 1 /Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книж. изд., 1998. 1182 с.Материалы и документы по истории политических репрессий в Коми АО-Коми АССР. Списки репрессированных в Коми АО-Коми АССР.
Покаяние: Мартиролог. Т.4. Ч.2 /Сост. Н.М.Игнатова. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2001. 608 с. Материалы и документы по истории «кулацкой ссылки» в Коми АО-Коми АССР. Списки семей раскулаченных, находившихся на спецпоселении в Коми АО-Коми АССР.
Покаяние: Мартиролог. Т.6 /Сост. Г.Ф.Доброноженко, Л.С.Шабалова. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2004. 1184 стр. Материалы и документы по истории раскулачивания в Коми АО. Списки семей Коми АО, отнесенных к кулакам.
Покаяние: Мартиролог. Т.7  (1 часть)  /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2005. 640 стр.Материалы и документы по истории политических репрессий в Коми АО-Коми АССР. Списки репрессированных в Коми АО-Коми АССР.
Покаяние: Мартиролог. Т.8. Ч.1 /Сост. Е.А.Зеленская, М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2005. 912 стр. Материалы и документы по истории Ухто-Печорского ИТЛ. Списки политических заключенных Воркутинского отделения Ухтпечлага.
Покаяние: Мартиролог. Т.8. Ч.2 /Сост. Е.А.Зеленская, М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2006. 862 стр. Материалы и документы по истории Ухто-Печорского ИТЛ. Списки политических заключенных Воркутинского отделения Ухтпечлага. Списки заключенных Ухто-Печорского ИТЛ, репрессированных в 1937-1938 гг.
Покаяние: Мартиролог. Т.8. Ч.3 /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2008. 966 стр., илл. Материалы и документы по истории Ухто-Печорского ИТЛ. Списки политических заключенных Ухтпечлага.
Покаяние: Мартиролог. Т.9. Ч.1 /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2009. 816 стр., илл. Материалы и документы по истории Ухтоижемского ИТЛ. Списки политических заключенных Ухтижемлага.
Покаяние: Мартиролог. Т.9. Ч.2 /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2010. 782 стр., илл. Материалы и документы по истории Ухто-Ижемского ИТЛ. Списки политических заключенных Ухтижемлага.
Покаяние: Мартиролог. Т.9. Ч.3 /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2011. 506 стр., илл. Материалы и документы по истории Ухтоижемского ИТЛ. Списки политических заключенных Ухтижемлага.
Покаяние: Мартиролог. Т.9. Ч.4 /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2012. 638 стр., илл. Материалы и документы по истории Ухтоижемского ИТЛ. Списки политических заключенных Ухтижемлага.
Покаяние: Мартиролог. Т.12. Ч.1 /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2016. 588 с. илл. Энциклопедический справочник «Гулаг в Коми АО-Коми АССР», библиографический указатель по лагерям (буквы А-Л), состоящий из тематических статей и персоналий, библиографический указатель  «Исправительно-трудовые лагеря в Коми АО-Коми АССР (1920-1950-ые гг)», «История политических репрессий в экспозициях Национального музея Республики Коми»
Покаяние: Мартиролог. Т.12.Ч.2. /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2017. 460 с. илл. Энциклопедический справочник «Гулаг в Коми АО-Коми АССР», библиографический указатель по лагерям (буквы М-Я), дополнения (А-Л).  Диски 150 шт.
Покаяние: Мартиролог. Т.13. Ч.1. /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние»,  2018. 492 с. Биографический справочник "Репрессированное православное духовенство, монашество и миряне, за веру пострадавшие, в Коми АО- Коми АССР": репрессированные в Коми АО- Коми АССР, сборник документов по истории церкви и православного духовенства в Коми АО – Коми АССР в 1920-1960 гг.
Покаяние: Мартиролог. Т.13 Ч.2 /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние»,   2019. 628 с. Биографический справочник "Репрессированное православное духовенство, монашество и миряне, за веру пострадавшие, в Коми АО- Коми АССР"
Покаяние: Мартиролог. Т.13 Ч.3 /Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: Фонд «Покаяние»,   2020. 392 с. Биографический справочник "Репрессированное православное духовенство, монашество и миряне, за веру пострадавшие, в Коми АО- Коми АССР": отбывавшие ссылку и находившиеся в заключении в лагерях Коми АО-Коми АССР. Жития 38 новомучеников и исповедников, включенных в Собор Коми святых.




Прощание с Михаилом Рогачевым 07.01.2021 14:54

Прощание с Михаилом Борисовичем Рогачевым пройет 8 января  в городе Санкт-Петербурге, в Большом зале Санкт-Петербургского крематория (Шафировский проспект 12) в 14.00 по Московскому времени.

В Сыктывкаре в тот же день и  то же время   у Часовни памяти репрессированных (перекресток ул. Кирова и ул. Д.Каликовой) с 14.00 можно будет возложить к портрету Михаила Борисович Рогачева цветы.
 


Светлой памяти Михаила Борисовича Рогачева 05.01.2021 20:52

ПРОЩАЙ, БОРИСЫЧ!..

Светлой памяти Михаила Борисовича Рогачева

 

Плохо начался 2021-й год: 3 января ушел из жизни замечательный исследователь, талантливый педагог и известный общественный деятель Михаил Борисович Рогачев. Судьба отвела ему немногим больше 68 лет, но дозволила сделать столько, что многим другим этого хватило бы на несколько жизней.

Михаил Рогачев появился на свет 29 сентября 1952 года в Риге. Быть может, именно очарование этого города с богатейшей и противоречивой историей, с буквально дышащими стародавним прошлым узкими улочками старой Риги сподвигли его выбрать путь историка. Подобно ряду других ученых, сделавших научную жизнь Сыктывкара и Коми республики яркой, запоминающейся и интересной не только для нас, местных жителей, но и для тех, кто бывал тут с краткими (или не очень) визитами, Рогачев закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета, где получил блестящее образование и первые навыки исследовательской работы.

В Коми его карьера началась в 1975 году, причем на ниве просвещения – первым местом работы Михаила Борисовича в республике была школа в деревне Туискерес Усть-Вымского района. Однако уже на следующий год он поступил в аспирантуру Коми филиала Академии наук СССР – на талантливого выпускника ЛГУ обратил внимание один из ведущих ученых-гуманитариев Института языка, литературы и истории религиовед, этнограф и историк Ю.В.Гагарин, ставший научным руководителем М.Б.Рогачева.  Первым направлением научных исследований М.Б.Рогачева стало религиоведение. Под руководством Ю.В.Гагарина он изучал религиозную ситуацию в Коми АССР второй половины семидесятых годов ХХ века, подготовил несколько публикаций.

Окончив аспирантуру в 1979 году, молодой исследователь пришел на должность младшего научного сотрудника в сектор этнографии ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Он завершал работу над кандидатской диссертацией и, вне всякого сомнения, успешно защитил бы ее, если бы не скоропостижная смерть научного руководителя Ю.В.Гагарина, которая по странному стечению обстоятельств тоже пришлась на январь, только произошло это ровно 40 лет назад… Поиски нового научного руководителя, который был бы специалистом по этой проблематике, оказались делом долгим и сложным. Тем временем и подходы к религиоведческим исследованиям стали меняться, и у Михаила Борисовича появились совсем иные научные интересы (хотя проблемами истории религии Рогачев продолжал заниматься и в последующие годы, изучая, в частности, судьбы православных священников и историю храмов).

В первой половине 1980-х годов М.Б.Рогачев по совету выдающегося коми этнографа Л.Н.Жеребцова, возглавлявшего тогда сектор этнографии, стал заниматься изучением происходивших в то время в республике этнических процессов. Это было относительно новое для института научное направление, требовавшее разработки специальной методики исследований, и Рогачев принял в этом самое активное участие, внеся весомый вклад в  организацию и проведение первых в Коми массовых опросов населения по этническим проблемам, на основе которых опубликовал ряд научных работ по вопросам этнолингвистики, межнациональных браков, национальному составу населения республики.  Итогом этих исследований должна была стать новая кандидатская диссертация, которую Михаил Борисович мог бы защитить в начале 90-х, но и тут не сложилось… Впрочем, результаты научных изысканий не пропали: они вошли в опубликованную в Екатеринбурге в 1996 году обстоятельную монографию «Современные коми», подготовленная М.Б.Рогачевым в соавторстве с коллегами по сектору Н.Д.Конаковым и О.В.Котовым, и в коллективный труд «Народы Поволжья и Приуралья», изданный Российской академией наук в 2000 году.

На рубеже 80-х – 90-х годов для исследователей открылись архивные фонды, в которых хранились документы, связанные с историей политических репрессий, и Михаил Борисович с головой погрузился в «репрессивную» проблематику, став ведущим в республике (и, без сомнения, одним из ведущих в России, да и за ее пределами) специалистом по этой теме. Он  опубликовал цикл статей по истории поляков-спецпереселенцев в Коми АССР, исследования по спецпереселенцам и политическим заключенным тридцатых-пятидесятых годов, биографический справочник «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края» и множество других работ. Науку Рогачев органично сочетал с общественной деятельностью: в 1989 году он участвовал в создании сыктывкарского общества «Мемориал», в 1990 году возглавил его и до 2007 года являлся председателем правления «Мемориала». В 2005 году Рогачев наконец-то стал кандидатом исторических наук, защитив в диссертационном совете при Сыктывкарском государственном университете диссертацию «Депортированные польские граждане в Коми АССР в 1940-1944 годах». Мы, его друзья и коллеги, вздохнули с облегчением: третью написанную им диссертацию Борисыч (как многие из нас называли его в глаза и за глаза) всё же согласился довести до защиты − правда, только после длительных уговоров, да и то, наверное, благодаря тому, что ему стало интересно защититься в один и тот же день и в одном и том же месте со своим сыном…

Надо сказать, что ни отсутствие, ни наличие у Рогачева ученой степени на отношение окружающих к Борисычу (равно как и на его отношение к окружающим) никакого влияния не имело. Друзья и коллеги ценили Рогачева не за «лычки», а за знания, профессионализм и увлеченность. А многие знавшие его не столь близко давно считали Рогачева более чем «остепененным». Сам Борисыч с улыбкой рассказывал такую историю: однажды, задолго до защиты кандидатской диссертации, журналистка записала его очередное выступление для телепрограммы, а потом позвонила, чтобы уточнить, правильно ли телевизионщики представили Рогачева в титрах. Борисыч выслушал текст и ответил, что почти все правильно, только вот он не кандидат наук. После чего с изумлением услышал, как на той стороне трубки журналистка с возмущением укоряет коллег: «Ну я же говорила вам, что он доктор!»

Думаю, что самым любимым, самым «родным» направлением исследований стала для Рогачева история Усть-Сысольска – Сыктывкара. Еще в середине восьмидесятых годов его увлекло новое направление исследований, которое сегодня назвали бы антропологией города. Ученый собирал разнообразные материалы по этнографии и истории Усть-Сысольска и в 1989 году совместно с коллегой-историком А.И.Цоем (добавившим материалы по городской экономике) издал интереснейшую книгу «Усть-Сысольск: страницы истории». (Как рассказывал сам автор, он планировал назвать книгу «Старый Усть-Сысольск», но издатели − а точнее, курировавшие Коми книжное издательство ответственные товарищи − почему-то решили название поменять). А более полутора десятилетий спустя появился главный на тот момент результат исследований, посвященных дореволюционному городу − фундаментальная книга «Столица зырянского края”: Очерки истории Усть-Сысольска конца XVIII – начала ХХ веков», два издания которой (в 2006 и 2010 годах) в считанные дни стали библиографической редкостью. Книгой Борисыч, конечно, не ограничился: он рассказывал об истории Сыктывкара в различных телепередачах, в газетах и журналах, на бесплатных краеведческих прогулках-экскурсиях «Пешком по Усть-Сысольску», с готовностью консультировал работников музеев, библиотек, учебных заведений…

 

В ИЯЛИ Рогачев чувствовал себя вполне комфортно, пользовался большим уважением и доверием и как ученый, и за свои человеческие качества. Он с удовольствием ездил в экспедиции и командировки, участвовал в спортивных соревнованиях, не отлынивал ни от чтения лекций для населения (что в 70-е – 80-е годы считалось весьма важным), исправно колеся с группой товарищей по городам и весям, ни от ежегодного сенокоса в селе Межадор (где, мы, собственно, с ним и познакомились поближе в середине 80-х), переборки картофеля и прочих даров природы на сыктывкарских овощебазах (что считалось еще более важным), а также субботников и прочих мероприятий, являвшихся неотъемлемой чертой жизни советского ученого, в особенности молодого.

Несколько лет – пока не «состарился» − Борисыч возглавлял Совет молодых ученых института (мне довелось сменить его на этом посту), избирался членом Ученого совета, руководил профсоюзной организацией ИЯЛИ. Л.Н.Жеребцов планировал передать ему руководство сектором этнографии, но этого не случилось – в первую очередь, думаю, потому, что Михаил Борисович, мягко говоря, не очень любил руководить другими. Для него гораздо проще было сделать что-либо самому, чем поручить кому-то выполнить задание и контролировать выполнение. Поэтому, руководя молодыми учеными или профсоюзным комитетом, он, вместо того чтобы распределить обязанности между «подчиненными», обычно тащил весь воз общественных обязанностей на себе (если только кто-то сам не предлагал Борисычу свою помощь в каком-нибудь деле). И если в Совете молодых ученых дел было не слишком много (хотя молодежи тогда было существенно больше, чем ныне), да и связаны они были всё-таки с наукой, то навалившиеся на его плечи руководящие профсоюзные заботы Рогачева тяготили настолько, что, «отбыв» председателем профкома свой срок, он заявил на собрании, чтобы его ни за что не выбирали снова, пригрозив, что иначе вовсе выйдет из профсоюза…

Я до сих пор толком не могу понять, почему Рогачев в 1992 году ушел из ИЯЛИ: никто его не гнал (напротив, уговаривали остаться), да и после ухода он продолжал еще несколько лет по совместительству работать в институте, то есть к академическим научным исследованиям не охладел. Наверное, свою роль сыграла сложная ситуация, в которой тогда оказалась наука: финансировались институты слабо, были перебои с зарплатой, да и размеры ее были невелики, особенно у «неостепененных» ученых (к которым относился тогда и Рогачев, занимавший в последние годы работы не больно-то хорошо оплачиваемую должность научного сотрудника), не хватало денег на экспедиции (без которых этнографу не прожить), постоянно говорили о сокращениях (много, дескать, ученых в стране развелось)... Но это не единственная причина. Могу предположить, что Борисычу хотелось более активно делиться своими знаниями с другими (не случайно он в бытность работы в ИЯЛИ активно занимался популяризацией науки, став одним из инициаторов создания и составителей популярного краеведческого альманаха «Родники пармы»). Коми республиканский академический лицей при Сыктывкарском университет дал ему такую возможность: лицеисты с огромным интересом воспринимали знания, которыми Рогачев с ними щедро делился, преподавая историю России и историю и культуру Коми края. Преподавание – даже вкупе с должностью заместителя директора по научно-методической работе − богатства принести, естественно, не могло, но дало хотя бы ощущение относительной финансовой стабильности, что в начале «лихих девяностых» для человека семейного было весьма важно.

На новом месте работы Михаил Борисович мгновенно завоевал уважение коллег и любовь учащихся. Его занятия проходили интересно, зачастую неформально, а знания, которые получали лицеисты, выходили далеко за рамки школьной программы (говорю об этом со знанием дела, поскольку моя старшая дочь училась у Борисыча, и вопросы, с которыми она обращалась к нам с супругой – между прочим,  опытным преподавателем истории, − после занятий, нередко заставляли нас глубоко задуматься). Одним преподаванием Рогачев не ограничивался: он был классным руководителем, ездил со своими подопечными в походы, участвовал вместе с ними в разных проводившихся в лицее мероприятиях… Лицеисты были от него в восторге.

В период работы в лицее Михаил Борисович подготовил или участвовал в подготовке нескольких учебных пособий: «Летопись Коми края», рабочая тетрадь «История Республики Коми», хрестоматия «Документы по истории России. Происхождение славян. Киевская Русь». Самым значительным из них является. безусловно, единственный до настоящего времени «полноправный» учебник для школ «История Республики Коми. 7-11 классы», изданный в 2000 году; Рогачев был не только основным автором учебника, но и научным руководителем и ответственным редактором книги. Кроме того, Борисыч продолжал вести научные исследования, был соавтором вышедших в конце девяностых – начале двухтысячных годов нескольких фундаментальных трудов, среди которых трехтомная энциклопедия «Республика Коми», «Историко-культурный атлас Республики Коми», «Атлас Республики Коми», «Связь времен», двухтомная «История Республики Коми» и мартиролог «Покаяние».

Увы, в 2009 году Михаилу Борисовичу из-за болезни пришлось распрощаться с педагогической деятельностью, и он сосредоточился на работе в Коми республиканском благотворительном общественном фонде жертв политических репрессий «Покаяние», у истоков создания которого он стоял. Одной из важнейших задач фонда изначально являлся выпуск Коми республиканского мартиролога жертв политических репрессий «Покаяние». Это уникальное, единственное в России издание, издающееся в рамках выполнения государственной региональной программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Рогачев как автор и научный редактор принимал участие в подготовке 13 томов (22 книг) мартиролога. В 2000 году он стал председателем правления фонда и главным редактором мартиролога. После вынужденного ухода из лицея это стало основной работой Рогачева. При этом правлением он руководил на общественных началах, а скромную зарплату получал лишь как главный редактор мартиролога. В 2015 году, когда фонд на год лишился финансирования (после чего, кстати, очередной том мартиролога так и не был издан), Рогачев временно работал библиографом в музее, читал лекции по краеведению в Центре детско-юношеского туризма, проводил экскурсии по Сыктывкару. В 2016 году руководимый Рогачевым фонд «Покаяние» возобновил выпуск мартиролога. Сам Михаил Борисович не раз говорил о значимости работы над мартирологом: «Это очень важно — восстановить имена, потому что безликая история никому не интересна». Последний выпуск мартиролога (том 13, часть 3) издан в 2020 году.

За свою многогранную научную и общественную деятельность Михаил Борисович был заслуженно удостоен разнообразных наград, среди которых орден св. Макария Русской Православной церкви, Кавалерский крест «За заслуги перед Польшей» Польской республики, премия имени Егора Гайдара, премия фонда имени Лихачева, знак отличия «За заслуги перед Республикой Коми», почетное звание «Заслуженный работник Республики Коми». (С последним званием приключилась любопытная история, которую с усмешкой рассказал мне сам награжденный: по словам Борисыча, первоначально строгая комиссия по наградам его кандидатуру отвергла с вердиктом «Потому что не начальник». Нашлись добрые люди, которые доложили об этом казусе тогдашнему Главе республики Ю.А.Спиридонову, который Рогачева уважал и без раздумий более чем заслуженное почетное звание ему присвоил).

В последние годы Борисыч не раз говорил об окончательном переезде в Сестрорецк. Он каждый год уезжал туда (практически навсегда!) – и снова возвращался в Сыктывкар (хотя бы на время). Я уверен, что его тянуло сюда, в город, который почти на четыре десятилетия стал его родным домом, его второй родиной, где он состоялся как ученый, общественный деятель и педагог. В город, историю которого он так глубоко изучил и так близко принял к сердцу… Наверное, это судьба, что последние научные работы Рогачева были связаны с историей Сыктывкара

 В первой половине 2020 года Михаил Борисович вместе с коллективом историков подготовил обстоятельнейшие научно-популярные очерки «Сыктывкар в прошлом и настоящем», изданные по заказу городского руководства. А во второй половине прошлого года при его непосредственном участии завершалась работа над первыми выпусками книжной серии «Сыктывкар – столица Республики Коми», приуроченной к столетию национальной государственности (пандемия внесла в планы свои коррективы, и нам не удалось осуществить свое намерение опубликовать эти книги к концу 2020 года, так что они выйдут, увы, уже с траурной рамкой вокруг фамилии «Рогачев»). В последние месяцы своей жизни Борисыч собирал и систематизировал материалы по истории города первых десятилетий советской власти («Всё понемногу пишу историю Усть-Сысольска в 1920-1930-е», − писал он мне 3 ноября 2020 года), что-то советовал мне, консультировался, делился своими находками… Он размышлял над тем. как организовать работу фонда «Покаяние» в 2021 году, был полон планов, среди которых значилось и издание уже готовой книги, посвященной истории сберегательных касс. Увы, и ее он тоже не увидит… Здоровье, уже подводившее Борисыча раньше, вновь засбоило прошедшей осенью. Мы с тревогой следили за диагнозами, которые ставили то одни, то другие врачи. Острое беспокойство сменялось надеждой на благоприятный результат лечения, и надежда эта, казалось, всё крепнет. Но, увы, неспешное течение (и лечение) болезни внезапно, как это и бывает, было нарушено вторгшимся коронавирусом, и Михаил Борисович ушел от нас, оставив свои недописанные и неизданные новые книги, нереализованные планы.

Ушел Борисыч. Осиротел фонд «Покаяние». Гуманитарная наука лишилась творческой личности, олицетворявшей собой целое направление исследований коми истории ХХ века; уникального специалиста, которого едва ли в ближайшие годы кто-то сможет заменить. С небосклона общественно-политической жизни республики упала и без остатка сгорела яркая звезда, и у каждого из нас стало темнее на душе…

Мы, как всегда, многое откладывали на потом – договорить, дописать, доспорить, досмеяться. И снова, в который уже проклятый раз, убедились, что никакого «потом» нет. Но, увы, нет уже и тех совсем недавних «здесь и сейчас», которые, казалось, будут всегда. Нет, потому что нет с нами Михаила Борисовича Рогачева. Да, остались его великолепные книги; да, осталась память о многих добрых его делах; да, мы будем помнить о нем, пока сами ходим по этой земле. Но его уже нет и больше не будет. Никогда. Прощай, Борисыч!..

 

Председатель Коми республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий «Покаяние»,  д.и.н. Игорь Любомирович Жеребцов




Ушел из жизни МИХАИЛ РОГАЧЕВ 04.01.2021 19:32

С прискорбием сообщаем, что 3 января 2020 г.  ушел из жизни Михаил Борисович Рогачев  - Председатель правления Коми республиканского благотворительного общественного Фонда жертв политических репрессий "Покаяние",  редактор уникального одноименного мартиролога, последний том которого вышел  в канун  уходящего года. 
    Михаил Рогачев скончался в больнице Санкт-Петербурга после перенесенной коронавирусной инфекции. 

hs2muKkypWg




Вышла в свет 3-я часть 13-го тома мартиролога "Покаяние" 24.12.2020 13:12

Книга завершает цикл, посвященный репрессированному православному духовенству, монашеству и мирянам за веру пострадавшим, в Коми АО-Коми АССР. В третью часть 13 тома включены новые, не вошедшие в 1 и 2 части справочника, биографические статьи по всем разделам (осужденные в Коми АССР, ссыльные, отбывавшие ссылку в Коми АССР, заключенные лагерей, дислоцированных в Коми АССР). Добавлены статьи, по которым уже после публикации внесены существенные изменения. В том также вошли жития 38 новомучеников и исповедников, включенных в Собор Коми святых. Издание снабжено именным указателем. 




Завершена работа над 13 томом (часть 3) 02.11.2020 13:06

          Сдана в печать 3-я часть 13-го тома, завершающая цикл статей, посвященных репрессированному православному духовенству, монашеству и мирянам за веру пострадавшим, в Коми АО-Коми АССР.

 

 




30 октября - День памяти жертв политических репрессий 30.10.2020 17:19


Дата была выбрана в память о голодовке, которую начали 30 октября 1974 г. политзаключённые мордовских и пермских лагерей в знак протеста против политических репрессий в СССР. С тех пор советские политзаключённые ежегодно отмечали 30 октября как День политзаключённого.


8 февраля 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев в своём интервью ежедневной коммунистической газеты во Франции «Юманите́» заявил «Теперь насчет политзаключенных. У нас их нет. За убеждения у нас не судят»… Однако «последний лагерь ГУЛага» «Пермь-35» был закрыт 7 февраля 1992 г.
Официально День памяти жертв политических репрессий впервые был отмечен 30 октября 1991 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I от 18 октября 1991 г. «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий».


Подсчитать точное число всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно. По данным комиссии по реабилитации при президенте РФ, безвинно репрессированных − миллионы, и значительное их число нигде не было учтено. По сохранившимся документам только в период с 1921 по 1953 гг. были репрессированы 4 млн. 60 тыс. человек, в том числе 799 455 приговорены к расстрелу

(Из пресс-релиза Отдела истории Национального музея Республики Коми)




Вечер памяти Тамары Петкевич.. Национальный музей Республики Коми 30.10.2020 16:20

 "Ради того, что это было"
       30 октября, в День памяти жертвам политических репрессий, в отделе истории Национального музея Республики Коми состоялся   вечер памяти, посвященный 100-летию Тамары Владиславовны Петкевич - актрисы, театроведа, прозаика.      
 
 
                             

 




Мероприятия к Дню памяти жертв политических репрессий. 30 октября 2020 г. 29.10.2020 11:03

Мероприятия к Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября 2020 г.

Мероприятие

Дата, время, место  проведения

Организаторы/исполнители
Выставка "Жизнь - сапожок непарный" к 100-летию Т.В.Петкевич  16 октября- 13 декабря Отдел истории, ул.Ленина 57

Национальный музей РК, Фонд "Покаяние" 

 

Подведение итогов Республиканского конкурса на лучшую студенческую работу по истории политических репрессий  29 октября - 11.10 Национальный музей РК, Фонд "Покаяние"
Вечер памяти Т.В.Петкевич "Ради того, что это было..."

30 октября -15.00,

отдел истории ул.Ленина 57

Национальный музей РК, Фонд "Покаяние"
Божественная литургия  в Свято-Стефановском соборе г.Сыктывкара 30 октября в 7.00-9.00 Сыктывкарская и Коми- Зырянская епархия РПЦ
Возложение цветов к Памятнику жертвам политических репрессий

30 октября

9.30-10.00

Администрация МО ГО "Сыктывкар", Фонд "Покаяние"